Основные направления работы педагога-психолога

Основные направления работы педагога-психолога

 

       Виды работы (направления) соответствуют Письму Министерства образования Рос­сийской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 по психолого-педагогическому со­провождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования и Приказу Минобразования РФ от 22 октября 1999 г. № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Рос­сийской Федерации». Выделяются следующие направления деятельности педагога-психолога: психологическая профилактика и психологическое просвещение, психологическая диагностика, развивающая и коррекционная работа, психологическое консультирование, экспертная деятельность, организационно — методическое направление.

       Приоритетные направления работы в условиях введения ФГОС ДО позволяют повысить эффективность психолого-педагоги­ческого сопровождения процесса в частности и улучшить каче­ство образования, так как они способствуют не только оказанию своевременной помощи и поддержки участникам образователь­ного процесса, но и позволяют корректировать образовательный процесс. 

1. Просвещение педагогов и родителей с целью формирова­ния и развития психологической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.

   Просвещение осуществляется педагогом-психологом совме­стно с администрацией (заместителями заведующей) и другими специалистами (учителем-логопедом, медицинским работником) через различные формы работы (выступление на родительском собрании и педагогическом совете, педагогический лекторий для родителей, семинар, круглый стол и т. д.).

2. Диагностическая работа (индивидуальная, групповая). Можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать в дошкольном учреждении: во первых, когда мы отслеживаем нормы развития ребенка, можно выделить проблемные зоны, такие как адаптационный период к дошкольному образовательному учреждению (от 1,5 л и старше), так как дети приходят в детский сад в разном возрасте. Сопровождение кризиса 3-х лет. Отслеживание возрастных новообразований по критериям на каждом возрастном периоде. А так же сопровождение готовности ребенка к школьному обучению

3. Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная, групповая) Формирование потребности в познании чего-то нового, возможности его приобретения и реализация в деятельности, в общении между сверстниками и воспитателями. Если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремиться приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. 

4. Экспертная деятельность это психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения; оценка альтернативных решений и выделение наи­более предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса.

5. Консультирование (индивидуальное, групповое). По­мощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации и активизации личностных особенно­стей; содействие сознательному и активному присвоению ново­го социального опыта; помощь в формировании новых устано­вок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межлич­ностных отношениях, самосознании и саморазвитии. Осуществляется как правило по заявленным проблемам как с педагогами, так и с родителями.

6. Организационно-методическая и  аналитическая работа направлена на осмысление итогов  деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ДО, планирование работы на следующий год.